аукцион / FPR / donate / услуги / RSS / распечатать / вход 
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники

Всероссийский Автоканал на LPD и PMR, отличия от СиБи

[16 сентября 2014 | 17 сентября 2014 | 18 сентября 2014]

Думал поискать следы УКВ на трассе в интернете и обнаружил, что Российский Автоканал его давно и с успехом продвигает. Естественно, что любая технология, отличная от давно известной и привычной, вызывает массу нареканий и массу возражений. Все минусы любой технологии вытекают из их плюсов или особенностей их использования. Я же хочу сейчас обратить внимание на то, что в УКВ на легальных частотах, и на легальных мощностях вполне реально работать. Так же расскажу те минусы, что возникнут при работе на УКВ в легальных условиях. А так же попробую раскрыть плюсы вытекающие из самой технологии LPD и PMR.

Сравнивать эти технологии между собой дело несколько не благодарное, но я всё-же выскажусь и за СиБи, и за УКВ.

Чем СиБи выгоден для трассы

Самый главный выигрыш у СиБи в его текущей распространённости и широкой известности пятнадцатого канала. Про C15AM знают не только дальнобойщики, но и те кто часто ездит по трассе. У дальнобойщиков пятнадцатый канал — это стандартный канал связи. На некоторых радиостанциях, типа Vector VT-27 Comfort HP даже выделена кнопка быстрого доступа к 15 каналу.

Так как диапазон частот одиннадцати метрового диапазона очень «грязный» и не имеет коммерческой привлекательности, то в стародавние времена он был отдан на откуп в виде гражданского диапазона. Есть, конечно, несколько армейских танковых радиостанций работающих в одиннадцати метровом диапазоне, но они видимо уже сняты с производства и давно не используются.

А поскольку диапазон давно используется в качестве гражданской радиосвязи, то оборудование для него дешёвое, легкодоступное и простое в использовании. Соответственно, купить радиостанцию СиБи легко, не очень накладно и вполне легально. Управление этими радиостанциями упрощено до уровня домохозяйки, но есть модели с массой настроек. Получается, что выбор устройств крайне широк.

Пользовательские качества обсудили, теперь поговорим о технологических минусах СиБи. Так как СиБи работает на одиннадцати метровом диапазоне, то эффективная антенна имеет длину в четверть длинны волны. Такую антенну могут себе позволить разве, что владельцы грузовиков. Автолюбители с длинными антеннами уже получили прозвище «троллейбус». Для носимых же станций антенна в два с половиной метра смотрится еще более глупо. При уменьшении длинны антенны теряется КПД станции. Второй минус СиБи в том, что это «почти КВ». Точнее СиБи находится на границе коротких и ультракоротких волн. Соответственно СиБи имеет некоторые плюсы КВ и УКВ, но чаще встречается ситуация когда проявляются все минусы КВ и УКВ. Минусы КВ приходят в виде длинной антенны, проходов и массы промышленных помех возле линий электропередач. Минусы УКВ приходят в виде малого радиуса действия, промышленных помех от высокочастотного оборудования и энергетической неэффективности.

Ну и классический минус в том, что диапазон широко используется в гражданской связи и никем не регулируется. По этому на нём часто сидят таксисты. Так же там часто идёт общение с матами и без какого-либо регламента. А на любимом канале дальнобойщиков некоторые конторы вещают рекламные объявления. Каналов в общем доступе всего сорок. На некоторых радиостанциях есть «дырки», дающие дополнительные 5 каналов. Ещё в гражданском диапазоне часто используют компенсаторы потерь. На самом деле эти устройства не компенсируют потери, а являются банальными усилителями мощности. Эти усилители позволяют загнать в антенну вместо разрешённых 4 ватт от 10 ватт до киловатта. На самом деле, самые распространённые мощности для автомобиля от 50 ватт до 100 ватт. Минусы усилителя в том, что корреспондент с таким усилком дует так, что его слышно на многие десятки километров (в проходы их слышно на тысячу километров), а сам он принимает сигнал от слабых корреспондентов в радиусе нескольких километров. Сложно понять людей выдающих в эфир вопрос на который они заведомо не смогут получить ответ.

Что мы имеем в чистом остатке из плюсов?

А из минусов следующее:

Чем УКВ выгоден для трассы

В гражданский оборот LPD и PMR попали сравнительно не давно, но они получили широкое распространение. Дело в том, что эти стандарты изначально проектировались как маломощные устройства для автономного пользования. Для гражданской связи на коротких расстояниях. По этому к данным типам связи относятся как к игрушечным. По этому они не могут похвастаться богатой родословной как СиБи.

Но у УКВ этих диапазонов есть несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, они маломощные и по этому они имеют очень большой ресурс по автономной работе. Во-вторых, они используют частоту 433 МГц и 446 МГц, что составляет менее 70 сантиметров. Значит для них можно сделать эффективную антенну небольших размеров.

Подавляющее большинство станций имеют шумодавы и возможность «закрыться» субтонами. Этот факт позволяет избавиться от помех в канале и от непрошенных гостей. Для того же СиБи тоже есть радиостанции с субтонами, но они не имеют широкого и повсеместного использования.

Стоимость этих «игрушечных» раций такая же игрушечная. Можно за тысячу рублей купить сразу пару штук.

Собственно, ещё один плюс (он же минус) этого диапазона в том, что он расположился среди радиолюбительского диапазона. Плюс тут в том, что на рынке имеются радиостанции радиолюбительского класса с высокой мощностью, от 5 ватт до 100 ватт. Это не законно использовать такую мощность для гражданского общения, но и на СиБи использовать всевозможные компенсаторы потерь, да кирпичи с усилителями мощности так же незаконно. Тут СиБи и ЛПД в одинаковых условиях.

В чём же минус соседства с радиолюбителями? Я уже несколько раз упоминал о пересечении диапазонов LPD и радиолюбителей. Дело в том, что радиолюбители могут вещать на этих частотах с высокой мощностью и «глушить» сеансы связи в гражданском отрезке диапазонов. А несчастными 10 мВт перебить сигнал мощностью в 10000 мВт невозможно. Вот и получается, что с потаскушками работающими в соответствии с требованиями закона может возникнуть небольшой казус. Но расположение частот LPD не столь уязвимы к помехам от радиолюбителей так как на частоты от 433,000 МГц до 433,400 МГц выделены для радиолюбительских ретрансляторов, которых не так много, а сами частоты входят в список приёмных. То есть на этих частотах ретрансляторы «слушают» радиолюбительские станции и потом ретранслируют их на частотах 434,600-435,000 МГц. По этому тут уже не понятно кто кому будет создавать проблемы.

Так же малая мощность LPD и PMR часто рассматриваются незначительными для радиосвязи. Но работая в радиолюбительских диапазонах и экспериментируя с антеннами и связью я пришёл к выводу, что малая мощность передатчика не всегда является минусом (плюсом, естественно, это не является). У столь коротких волн есть одно большое преимущество в переотражении электромагнитной волны. А так же она имеет большую проницаемость по сравнению с короткими волнами. Там где СиБи излучение обогнёт препятствие, УКВ волна отразится от расположенных рядом объектов.

Но высокочастотное излучение сильнее рассеивается чем коротковолновое, по этому потеря сигнала у УКВ произойдёт быстрее чем у КВ. В другой же лапе получается, что при движении колонной, большая дистанция не так уж и принципиальна. Так же и при запросе информации о возможности обгона большая дистанция так же не принципиальна. Ведь никто в здравом уме не будет спрашивать о возможности обгона за пять километров до сближения. Так же небольшие дистанции положительно влияют на «отрезание» общения с дальними (более километра) и сверхдальними (более десяти километров) корреспондентами. Так же данный диапазон меньше подвержен эффектам проходов. И на закуску, LPD и PMR практически не реагируют на помехи от высоковольтных линий электропередач.

Любители дальних связей скажут, что отсутствие проходов — это минус. Но это минус для стационарно расположенной радиостанции которая «охотится» за каждым DX и за каждую связь. А на трассе для водителя нет никакой пользы от дорожной обстановки в соседнем городе или в соседнем крае (области, республике). Так же при совершении манёвра или общении в колонне нет никакого желания слушать комментарии от колонны или водителя едущего в нескольких километрах. В данном обзоре рассматривается применение радиосвязи в условиях трассы, а не как технологии в целом.

Теперь же суммируем плюсы.

И минусы.

Если приглядеться, то УКВ имеет много хороших сторон которые совсем не перебиваются минусами.

Итоги обзора

Baofeng vs Vector.

Если совсем всё суммировать, то получается, что у УКВ минусом идёт только малая зона покрытия. Но данная проблема решается использованием хороших антенн и мощных радиостанций. Естественно, что сразу после этого предложения выползают из щелей пропагандисты здорового образа жизни, точнее законопослушные автовладельцы ратующие за СиБи и тыкают в требование использовать на безлицензионных радиостанциях мощность не более 0.01 Вт. Но я частенько переспрашиваю у подобных выползней о том какая мощность у их любимых «компенсаторов» aka «кирпичей» на выходе... Выясняется, что они вместо допустимых 4 Вт, используют порядка 100 Вт, что так же является нарушением закона. Так, что давайте смотреть на окружающий мир трезво и здраво.

Следующая часть критики перехода на УКВ заключается в том, что УКВшники сетуют на наличие мата в СиБишном канале. И действительно, никто не будет спорить о том, что при появлении у нового формата большого количества приверженцев не возникнет проблема матов. Люди — это социальные животные, они будут относиться к социуму вне зависимости от используемых ими инструментов для общения.

В данной статье я не ставил целью убедить автовладельцев переходить на УКВ, я лишь хотел дать представление о том, что есть технологии отличные от уже имеющихся. Но мир меняется и давайте изменим этот мир к лучшему. В том числе попробуем быть добрее друг к другу и попробуем начать общаться на более близких каналах, чтобы освободить пространство вокруг нас от лишнего присутствия ненужной информации.

Если у вас есть, что дополнить или опровергнуть, то жду комментариев.

Тэги: радио

Отредактировано:2020-09-18 19:56:16


Этот сайт использует файлы cookies, чтобы упростить вашу навигацию по сайту, предлагать только интересную информацию и упростить заполнение форм. Я предполагаю, что, если вы продолжаете использовать мой сайт, то вы согласны с использованием мной файлов cookies. Вы в любое время можете удалить и/или запретить их использование изменив настройки своего интернет-браузера.

Сообщайте мне о замеченных ошибках на: web@orcinus.ru. Все пожелания и советы будут учтены при дальнейшем проектировании сайта. Я готов сотрудничать со всеми желающими. В некоторых случаях, мнение автора может не совпадать с мнением автора! Phone: +7-902-924-70-49.

Рейтинг@Mail.ru LiveInternet Rambler's Top100 Яндекс.Метрика