Аварийно-спасательный канал на СиБи в Красноярске
В Красноярске уже полгода действует аварийно-спасательный канал на СиБи. Для связи использован девятый канал центральной сетки частот в частотной модуляции. Се09FM это 27.065 МГц. Сей канал можно даже выбрать специальными кнопками быстрого доступа, по этому вопросов с номером канала проблем нет. Но недавно возник вопрос и спор из-за модуляции в которой этот канал предлагается использовать.
В России разрешено использовать три вида модуляции на СиБи. Выбор не широк.
- AM (АМ) амплитудная модуляция,
- FM (ЧМ) частотная модуляция,
- SSB (ОБП) однополосная модуляция.
И так, недавно разрешённая и самая редко используемая модуляция это однополосная. Она используется в очень дорогих СиБи трансиверах и в коротковолновых радиолюбительских трансиверах. Из-за её редкости, ориентироваться на неё не стоит.
По этому основной ветвью раздора послужила амплитудная и частотная модуляции. Практически все дальнобойщики используют AM из-за того, что чаще всего, тягачи покупались в Америке, а в Америке единственная разрешённая модуляция это амплитудная. Соответственно приезжающие «американцы» уже были оснащены радиостанциями работающими в амплитудной модуляции. Так же производство АМ радиостанций несколько проще по схемотехнике и дешевле. Но, со временем, появилась частотная модуляция, которая обладает лучшей помехозащищённостью, а так же на ЧМ проще изготавливать пороговые шумоподавители. Собственно Россия всегда стремилась быть частью Европы, в которой наибольшее распространение получила частотная модуляция. По этому Российские СиБи радиостанции обзавелись ЧМ без АМ. К примеру, всевозможные Таисы не плохо работают и по сей день. Тем более для городской застройки и множества промышленных помех удобнее использовать частотную модуляцию.
Но у оппонентов предлагающих использовать на аварийно-спасательном канале амплитудную модуляцию есть свои доводы. Правда есть убедительные, как например, отсутствие частотной модуляции у радиостанций используемых у дальнобойщиков. Хотя вспоминая о том, что таксисты и автоканалы используют радиостанции с частотной модуляцией, то сей факт опять же уравновешивает количество пользователей системы. А есть и не убедительные доводы, как, например, упоминалось, что дальнобойщики столь глупы, что не смогут нажать на кнопку переключения модуляции, на станциях не поддерживающих автоматическую смену типа модуляции при переключении на девятый канал.
И так, какие же станции не поддерживают работу в АМ вообще? Некоторые американские станции, да и то, последние модели станций с американским лейблом сейчас производят в Китае и они нацелены на более универсальный рынок. По статистике сайта RadioChief.ru мы видим следующую картину распределения по производителям.
- MegaJet (47%, 1 576 чел.)
- Alan / Midland (13%, 420 чел.)
- Yosan (10%, 332 чел.)
- President (7%, 221 чел.)
- Vector (6%, 211 чел.)
- Optim (6%, 188 чел.)
- AnyTone (5%, 175 чел.)
- TTI (4%, 141 чел.)
- Albrecht (1%, 40 чел.)
- ТАИС (1%, 27 чел.)
Из этих радиостанций только «президенты» не имеют частотной модуляции. Все остальные её имеют и могут переключаться между АМ/ЧМ. Либо не имеют АМ и работают в ЧМ, как, например, ТАИС. Странно, что в списке отсутствуют Alinco и прочие ширпотребные радиостанции.
А если посмотреть на опрос с того же RadioChief.ru с указанием конкретных моделей, то выясняется более занятная картина расстановки сил. Опрос был зафиксирован на периоде с 21.07.2013 по 07.11.2014:
- MegaJet MJ-555 (8%, 372 чел.)
- MegaJet MJ-600 Plus (Turbo) (7%, 315 чел.)
- MegaJet MJ-300 (7%, 305 чел.)
- MegaJet MJ-650 (6%, 280 чел.)
- MegaJet MJ-3031M (Turbo) (6%, 270 чел.)
- Optim-778 (6%, 262 чел.)
- MegaJet MJ-600 (Turbo) (5%, 243 чел.)
- Yosan Excalibur (Turbo) (5%, 222 чел.)
- Vector VT-27 Comfort (HP) (4%, 198 чел.)
- MegaJet MJ-850 (3%, 147 чел.)
- Megajet MJ-150 (3%, 144 чел.)
- MegaJet MJ-350 (3%, 138 чел.)
- Yosan Stealth 5 (3%, 130 чел.)
- Alan 100 Plus (2%, 114 чел.)
- Alan 48 Excel (2%, 101 чел.)
- TTI TCB-551 (2%, 98 чел.)
- Alinco DR-135CB (2%, 90 чел.)
- Alan 48 Plus (2%, 82 чел.)
- Alan 78 Plus (2%, 80 чел.)
- President Teddy ASC (1%, 68 чел.)
- President William (1%, 65 чел.)
- AnyTone AT-608M (1%, 62 чел.)
- MegaJet MJ-550 (1%, 62 чел.)
- MegaJet MJ-500 (1%, 62 чел.)
- MegaJet MJ-100 (1%, 57 чел.)
- AnyTone AT-5555 (1%, 47 чел.)
- MegaJet MJ-450 (1%, 44 чел.)
- President Truman ASC (1%, 42 чел.)
- MegaJet MJ-400 (1%, 42 чел.)
- Yosan JC-2204 (1%, 41 чел.)
- Таис РМ 41 (1%, 38 чел.)
- President Harry III ASC (1%, 37 чел.)
- Vector VT-27 Navigator (1%, 36 чел.)
- Midland 278 Plus (1%, 35 чел.)
- Vector VT-27 Radius (1%, 32 чел.)
- President Jackson II ASC (1%, 27 чел.)
- Midland 203 (0%, 22 чел.)
- MegaJet MJ-800 (0%, 21 чел.)
- TTI TCB-550 (0%, 20 чел.)
- President Johnson II ASC (0%, 19 чел.)
- MegaJet MJ-200 Plus (0%, 18 чел.)
- President JFK II ASC (0%, 18 чел.)
- President Taylor III ASC (0%, 18 чел.)
- Таис РМ 43 (0%, 16 чел.)
- MegaJet MJ-200 (0%, 15 чел.)
- TTI TCB-771 (0%, 15 чел.)
- MegaJet MJ-700 (0%, 15 чел.)
- Midland 278 (0%, 12 чел.)
- TTI TCB-R2000 (0%, 11 чел.)
- Midland 77-120 (0%, 11 чел.)
- President Thomas ASC (0%, 10 чел.)
- President Johnny III ASC (0%, 10 чел.)
- Vector VT-27 Explorer (0%, 9 чел.)
- AnyTone AT-310 (0%, 9 чел.)
- President Walker (0%, 8 чел.)
- Vector VT-27 Truck (0%, 7 чел.)
- Vector VT-27 Lux (0%, 6 чел.)
- Vector VT-27 Magnum (5%, 5 чел.)
Из этого списка видно, что подавляющее большинство станций умеет работать в частотной модуляции. По этому нельзя сказать, что у пользователей СиБи нет возможности работать с частотной модуляцией на аварийно-спасательном канале.
Но посмотрим на историю модуляций. Одним из плюсов частотной модуляции является хорошая защита от индустриальных помех. Для амплитудной модуляции половина ЛЭП будет генерировать помехи от которых не получится закрыться шумодавом. И другим плюсом ЧМ является более качественная передача голоса.
Плюсы амплитудной модуляции тоже есть. И их даже много. Во-первых, если два и более корреспондента выйдут в эфир, то можно будет принять всех. Естественно, что они перекроют друг-друга, но всё-же принять обоих возможно. Во-вторых, если станция случайно «залипнет» на передачу, то она не будет мешать общению.
Но, в любом случае, европейский комитет выделил 9 канал в качестве аварийно-спасательного, а в Европе принято на СиБи использовать ФМ. Так же множество современных станций при включении 9 канала или 19 канала с использованием кнопки быстрого доступа, автоматически включают частотную модуляцию вне зависимости от того какая модуляция стояла до этого. Но этот факт желательно проверить на своих станциях загодя. А если есть возможность, то и написать мне в комментариях, про ваш эксперимент.
Так же, в различных справочниках указано, что на 9 и 19 каналах используется ЧМ. Естественно, что станция работающая исключительно в амплитудной модуляции не сможет переключиться в частотную и останется в амплитудной модуляции.
Так же невозможно сделать одновременную работу на АМ и на ФМ в пределах одного города. Дело в том, что между собой эти модуляции слышно. Так АМ станция примет сигнал от ФМ и ФМ сможет принять станцию работающую в АМ. Но при этом будет много шумов и помех на принимающей стороне. По этому одновременная работа обоих модуляций в пределах видимости будет мешать друг-другу.
В случае, чтобы удовлетворить запросы последних пользователей амплитудной модуляции дальнобойщиков, можно организовать аварийно-спасательный канал на волне дальнобойщиков. Дальнобойщики работают на 15 канале в амплитудной модуляции.
Так же для красноярского аварийно-спасательного канала характерно то, что в течение всего времени создания ставились вопросы как о размещении, так и об используемом оборудовании канала. Инициативу в проектировании, сборе средств, монтаже и настройке приняли единицы людей. А теперь, когда всё установлено, всё мониторится и всё оборудование отлажено, появляется масса людей, которые начинают критиковать данную систему. Критиковать надо было на стадии проектирования и построения, а не посмотрев с боку на готовый результат говорить, что всё надо ломать и ставить совершенно по иному.
Надеюсь больше в интернете не будет споров о том в какой модуляции правильно работать на аварийно-спасательном канале в Красноярске.
Тэги: радио
Отредактировано:2020-09-18 19:32:46
В городе однозначно ФМ, т.к. много индустриальных помех. На АМ голова опухнет слушать.
Другое дело за городом. Там АМ предпочтительнее можно принимать в шумах, и сами шумы мягче.
И ещё. В городе есть сотовая связь и наличие СиБи-канала как бы необязательно.
Аварийная связь пригодилась бы далеко за городом, где сотовый не работает. Но тут проблемы с установкой и эксплуатацией оборудования...
На мой взгляд, проблема не имеет однозначного решения.
Сделали хоть такой канал и ладно.