аукцион / donate / услуги / RSS / распечатать / вход 
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники

[10 ноября 2003 | 12 ноября 2003 | 17 ноября 2003]

Как создаются сайты. Дизайн и планирование. Дизайн и планирование - зло. Муза интернета. Эргономичный дизайн. Решение проблемы. Музы...

Как создаются сайты

На повестке дня вопрос: «как делаются сайты»... Если честно, то эта поисковая фраза уже не кажется абсурдной, у меня на сайте довольно много информации для тех, кто собирается открыть свой сайт. Ради интереса, я задал этот вопрос своим знакомым web-мастерам и предоставляю вам небольшую компиляцию из полученных мною ответов.

Дизайн и планирование

Основной момент, на который я хочу обратить внимание, что есть два пункта, на которых обычно останавливается вся работа. Во-первых, дизайн — это такая штука, из-за которой все разработчики спать не могут, думают какую бы фитюльку или виньетку, в какое место прилепить. Во-вторых, планы! Если действительно хочешь завалить какое-либо дело, то попробуй его спланировать. Многие мои знакомые планируют сделать свои персональные страницы, но планируют их где-то с 1999 года. Зато планы с каждым годом все серьезнее и серьезнее.

А вы задумайтесь, каким принципом сами пользуетесь при поиске нужной вам информации? Допустим, нужно найти рецепт салата «Оливье». Какие слова вы введете в поисковой форме? Скорей всего это будут слова: салат, оливье и рецепт... дополнение приветствуются, так дополнительно можно ввести: майонез, картофель, дальше по вкусу... Или вы станете искать по словам: крутейший дизайн, супер навороченная графика? Теперь результаты. На ваш запрос выдали список из двух сайтов. Первый сайт со стильным дизайном, где описывается, как во время Нового года, гости запускали салют салатом «Оливье» и засыпали в винегрете... Второй сайт с лаконичным дизайном, но с рецептами всевозможных яств, среди которых уютно расположились рецепты салата «Оливье»... Так вот, на вскидку, какой из этих сайтов вы выберете? Конечно, Василий Пупкин останется на том, где производятся запуски салютов всеми видами салатов, но не в поиске рецептов, а в поиске чего бы такого крутого украсть... Святой Интернетчик — сразу же отправит страницу с рецептом на распечатку, и постарается выжать из этого сайта максимум. Например, Святой Интернетчик перевернет весь сайт в поисках наиболее необычного и при этом дешевого салата, который произведет фурор на всех присутствующих гостей! Обычный Интернетчик, конечно, удовлетворится первым найденным рецептом и не будет больше ничего мудрить... Юзер ламереватый, тыкнет на порнографического вида баннер и, со словами: топчись оно конем, — пойдет рассматривать фотографии...

Дизайн и планирование — зло

Хм, что же я хотел этим сказать... все просто. Дизайн, по сравнению с контентом (информацией) — ничто! Главное на сайте — это информация!!! Дизайн и расписные полотнища страниц вызывают восхищение у праздно шатающихся пользователей сети интернет. А еще, дизайн это тот самый козел отпущения, на которого можно свалить все свои неудачи. Вот спросите у любого держателя персональной странички, почему к нему никто не ходит? Ответ будет однозначным — во всем виноват дизайн. Вот если бы у него был крутой дизайн, то к нему бы ходило значительно больше народу. Для анти-примера могу привести сайт дядюшки Экслера (не путайте с эклером, они на разных полках расположены). Вот у Экслера одна таблица с графическим заголовком. Заголовок ничего необычного из себя не представляет, видимо его можно было сделать и обычным текстом, но... А вот посещаемость этой персональной странички сотни людей в день и тысячи просмотренных страниц. И дизайн тут не причем.

Теперь разберемся с планированием. Не тем, планированием, которым занимаются белки-летяги; а тем, которым занимаются web-разработчики... Фантазия человека не имеет предела, а фантазия творческого человека не имеет предела вдвойне, даже втройне! Технари мыслят так: «напишу текст, прилеплю куда-нибудь, каких-нибудь картинок и дело в шляпе»... Как же! Куда прилепить он скажет моментально, из всех четырех полей страницы это будет верх (он же хэадер, он же топ, он же заголовок). А вот текст, к которому это все будет «прилеплено» еще не существует. И шансы, что он вообще появится один из двадцати. А шанс того, что появится вторая страница с текстом — один к пятидесяти. Творческие люди мыслят иначе: «для начала нужна красивая и эстетичная обертка, нет, видимо для начала нужен хороший выверенный текст, а уж благодаря тексту можно сделать и обертку, хотя... наверное не так, для начала нужно все распределить по местам, затем написать лирическое (или не очень) вступление, затем нарисовать и оформить обертку сайта и уже потом писать текст... да нет же... все это нужно делать одновременно, чтобы все это гармонировало друг с другом». Если эти споры прекратятся, то первый результат можно ожидать уже через полгода или через год; если нет, то все так и останется на стадии планирования.

Муза* интернета

Вопросов о том, чтобы взять чье-либо чужое, вставать не должно. Если вам понравилось как сделан чей-то сайт, как нарисована чья-то картинка, как работает чей-то скрипт — то это еще не повод воровать! Я несколько раз проводил эксперимент с людьми, которые использовали мой сайт в качестве шаблонов для своих разработок. Подобные экзекуции проводились лишь над теми людьми, которые явно признавались в том, что пользовались исходными текстами моих сайтов. Я просто-напросто показывал им, что у меня на диске сохранены копии их страниц. Ой, что тут начиналось! Одни требовали, чтобы я все это удалил по причине, что так надо... ну луна тогда стояла в том секторе, который отвечал за удаление именно этого файла. Другие переходили в нападение, и начинали утверждать, что я сам где-то увидел такую организацию информации и спер ее. Любой психолог вам скажет, что подобные заявления мог сделать лишь человек чувствующий, будто его обвиняют в воровстве. Что ж, в данном случае я выступал лишь искусителем. Были и нейтральные реакции. Но те, кто нейтрально отреагировал на подобное стечение обстоятельств, в течении недели меняли дизайн страниц (иногда в лучшую, иногда в худшую сторону)... Приятно, что большинство людей меняли страницы уже под себя, а не копируя у других пользователей.

Кстати, посекрету... из-за моей глубочайшей лености, я не стал планировать свою персоналку, а просто «выложил» в сети свои мозгоизлияния, которых у меня накопилось довольно много... Потом я их, благополучно удалил... В дальнейшем время показало, в какую сторону следует двигаться. Оказалось, что информация о дельфинах привлекает людей значительно больше, чем информация обо мне. А из-за того, что практически все пользователи, которые заходят на мой сайт являются web-мастерами, то стал пользоваться спросом материал о создании сайтов... Таким образом, подстраиваясь под запросы своих посетителей, посещаемость сайта достигает от 80 до 100 человек в день.

А сейчас я вот о чем думаю... а ну их всех в болото. Я про подстраивание к запросам аудитории. Сначала я удалил все статьи про web-дизайн и про построение эргономичных интерфейсов. Их и так разворовали в достаточном, для интернетчиков количестве... И, ничего! Пользователей от меня не убыло. Даже современем прибыло.

Эргономичный дизайн

Ну вот... опять про дизайн. Можно было обозвать эргономика, но поскольку эргономика в отрыве от дизайна не существует, то будем периодически вспоминать о дизайне. Для того чтобы понять, что такое эргономика и зачем она нужна сайту приведу небольшой пример из мой жизни (если хотите, могу и из вашей).

В любом городе есть газоны, есть детские площадки с асфальтированными дорожками и возле каждого подъезда стоит мусорная урна. В нагрузку ко всему этому великолепию прилагаются люди, которые топчут газоны, ходят поперек асфальтированных дорожек, и бросают мусор мимо мусорных урн. В вашем городе есть первое, но нет второго? Тогда передавайте от меня приветы главному архитектору вашего города и мэру вашего города в придачу. В вашем городе есть второе, но нет первого? Тогда примите мои соболезнования... и передавайте привет, тем находчивым людям, которые умудряются ходить по несуществующим газонам.

Так вот, почему люди начинают ходить по газонам и поперек дорожек. В одном, близлежащем дворике есть очень оригинальная дорожка. Вся оригинальность этой дорожки заключается в том, что в ее центре расположилась круглая клумба, а дорожка продолжается по краям этой клумбы. В физике есть такой закон, который описывает многие волновые эффекты. Его суть очень проста, волна распространяется по наиболее кратчайшему пути. Это объясняет, почему луч света распространяется по прямой и не огибает препятствие... это же объясняет, почему угол падения равен углу отражения — так короче. Вот и люди, как волны, идут по кратчайшему пути. И без разницы, что по дорожке будет всего на полметра дальше. А вот более распространенный пример. Прямоугольная клумба, а по диагонали, проложена тропинка... нет, не по замыслу дизайнера там тропинка, и не по прихоти тех людей которые ее там протоптали!!! А почему? Об этом дальше...

Мда... длинное вступление получилось...

Сначала разберемся, что делает клумба посреди дороги. Когда человек, отвечающий за благоустройство (опечатка по Фрэйду: отвечающий за благоуройство), рисовал дорожки, то у него в одном месте заиграло дизайнерское начало, которое положило конец, эргономичной прокладке дорожек. Вот смотрит этот начинающий дизайнер на ровные и прямые дорожки и думает. Нет... тут, что-то не так. Слишком просто получается. А может пустить дорожки зигзагами? И рисует восемь загогулин на десятиметровой тропинке. Не нравится... тогда пусть дорожки идут по синусоиде, нет, синусоида — просто, пусть идут по косинусоиде. Да. Вот это работа... как жаль, что нельзя пустить народ по тангенсоиде. Приносит план на утверждение. А там покрутили у виска пальцем и присвистнули. После бессонной ночи, новоиспеченный дизайнер, восстанавливает прямые дорожки и думает... подумав, рисует циркулем на одной прямой дорожке два круга и обосновывает это тем, что люди наткнувшись на клумбу, будут думать: «как хорошо, в городе проводят озеленение, даже на нашей дорожке клумбочку разбили». Приносит на утверждение. Увидев план и обоснование, все рты открыли. Потом утвердили план и выдали премию. Все довольны! Нет не все!!! В одном ошибся этот дизайнер. Когда люди натыкаются на клумбу то думают: «какой му...к сюда засунул эту дрянь?»

Решение проблемы

Решение этой, и многих других, дизайнерских проблем заключается в том, чтобы забыть слово дизайн и выучить слово эргономика. После того как будет выучено слово эргономика, можно начинать учить слово дизайн. И никогда не забывать о том, что сначала требуется сделать удобно, а уже потом — красиво. Например, я часто использую различные устройства, подключаемые к USB порту компьютера. Компьютер стоит под столом и, как вы догадываетесь, повернут USB портами к стенке. Я присоединил удлинитель и вывел провод на стол... да... не красиво, зато очень-очень-очень удобно. Сел за компьютер, воткнул в кабель переносной винчестер и бросил этот винчестер в кружку с дельфинами. Тоже не красиво, зато очень-очень-очень удобно!

Кстати, начинающий дизайнер, никогда не признает свою ошибку, он начнет всеми возможными силами защищать свое заблуждение. Тут уже уместней будет пример с прямоугольными клумбами или газонами. Перво-наперво, дизайнер обнесет свой газон импровизированным заборчиком из вбитых в землю штырей и привязанных ограничивающих ленточек, по всему периметру... Естественно, что это людей не остановит, в первую же ночь ленточки исчезнут. Не по всему периметру, а лишь в тех местах, где расположена тропа. Этот факт приведет в бешенство и дизайнера, и заказчика (например, комитет по благоустройству города). Следующим действием будет создание непроходимого препятствия в виде металлической оградки по периметру газона. Тут уже дизайнер рад... все... не пройдут. «Щаз-з-з» — раздалось из-за угла и через неделю исчезает три пролета оградки... «А чем мы хуже?» — раздалось в умах местных жителей и в течение недели исчезает остальная часть оградки вместе со всеми имеющимися насаждениями...

Настоящий же дизайнер, сначала изучит миграцию людей по территории газона и, исходя из этого, будет проектировать что, где и в каком количестве сажать. Вероятно, настоящий дизайнер просто заасфальтирует тропинки, по которым перемещаются люди. Мало того, если газон будет засажен какими-либо насаждениями, то будет учтен факт наличия этих дорожек. К примеру, можно будет использовать «игру цветов» и выбить из этого досадного случая максимум выгоды.

P.S.: прошлый выпуск ищите в архиве за 10 число... в следующем выпуске будет отзыв о дельфинарии. Каком дельфинарии? Пока не скажу...


* Муза — одна из муз. Музы — в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини — покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии.

Отредактировано:2020-10-03 17:56:07


Этот сайт использует файлы cookies, чтобы упростить вашу навигацию по сайту, предлагать только интересную информацию и упростить заполнение форм. Я предполагаю, что, если вы продолжаете использовать мой сайт, то вы согласны с использованием мной файлов cookies. Вы в любое время можете удалить и/или запретить их использование изменив настройки своего интернет-браузера.

Сообщайте мне о замеченных ошибках на: web@orcinus.ru. Все пожелания и советы будут учтены при дальнейшем проектировании сайта. Я готов сотрудничать со всеми желающими. В некоторых случаях, мнение автора может не совпадать с мнением автора! Phone: +7-902-924-70-49.

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru LiveInternet Rambler's Top100 Яндекс.Метрика